Самым частым осложнением ишемического и геморрагического апоплексического удара являются проблемы с речью. В большинстве случаев она становится невнятной или бессвязной; иногда способность разговаривать полностью утрачивается. Реабилитация речи после инсульта возможна при надлежащем медикаментозном лечении и выполнении специальных упражнений.
Подобные отклонения возникают по двум причинам. Первая – поражение соответствующих центров головного мозга, вызванное острым нарушением кровообращения. При кровоизлиянии часть нейронов погибает, а связи между здоровыми участками тканей повреждаются. В этом случае пожилой человек испытывает трудности с пониманием обращенных к нему слов, не может связно выразить свои мысли или вспомнить названия некоторых предметов.
Вторая причина – потеря контроля над артикуляционными мышцами. Родственник воспринимает обращенные к нему реплики и может поддерживать диалог, но у него пропадает способность произносить определенные звуки и разговаривать членораздельно.
Какие бывают виды речевых расстройств после инсульта
Наиболее распространенное нарушение — афазия, она бывает нескольких видов:
- тотальная (полная утрата способности разговаривать и понимать других людей, неспособность узнавать близких людей);
- моторная (понимание обращенных слов на фоне неспособности отвечать полноценными предложениями). Как правило, в этом случае не соблюдается верная конструкция предложений или произносятся лишь отдельные звуки или слоги;
- амнестическая (неспособность вспомнить названия предметов и произнести нужные слова);
- семантическая (трудности с восприятием длинных предложений и сложной лексики, крайне низкая скорость чтения текстов);
- динамическая (нарушение навыков активного диалога, проявляющееся тем, что человек не инициирует разговор, отвечает односложно, повторяет ответы собеседника и чрезмерно использует языковые шаблоны);
- акустико-мнестическая (неполноценность памяти, при которой затруднено восприятие словесной цепочки);
- сенсорная (неспособность воспринимать других людей, несмотря на сохранение слуха и голоса). Может сопровождаться ухудшением зрения.
Иногда встречаются сочетания различных видов афазии.
Дизартрия проявляется нарушением произношения из-за проблем в работе мышц речевого аппарата (губы, нёбо, язык). Она бывает бульбарной, мозжечковой, подкорковой и корковой, в зависимости от локализации центра поражения. Основные проявления дизартрии:
- слабость и затрудненная подвижность артикуляционных органов;
- изменение темпа разговора (замедление или ускорение);
- дискоординация дыхания и звукопроизношения;
- отсутствие плавности в ходе общения (частые запинки);
- неконтролируемые гримасы и хаотичная мимика;
- гиперсаливация (избыточное слюноотделение).
Дизартрия бывает легкой, средней и тяжелой степени. Грубое поражение приводит к полному параличу мышц, отвечающих за способность говорить (анартрия).
Нередко наблюдается дисфония. Голос может стать низким, хриплым, гнусавым или, наоборот, высоким, кричащим, напряженным, он постепенно затухает в процессе общения, и слова становятся еле слышными и неразборчивыми. Когда пожилой человек утрачивает способность изменять интонацию, его разговор становится монотонным.
Диспраксия характеризуется сохранением нормального тонуса лицевых мышц с одновременным нарушением координации их работы. Это приводит к смазанности и невнятности языка. Люди часто по много раз повторяют одни и те же слова, испытывают трудности с плавным произнесением длинных фраз или не делают паузы между предложениями.
Как долго восстанавливается речь после инсульта
Родные всегда задаются вопросом, восстановится ли речь после инсульта. Возвращение способности связно и естественно разговаривать – сложный процесс, который протекает индивидуально. Частичное восстановление наступает уже через 1-2 недели, а полное может занять несколько лет, причем наиболее важный период – это первые 6-12 месяцев. Прогресс обычно носит неравномерный характер: продолжительнее время изменения не наблюдаются, но затем наступают видимые улучшения. По статистике, полное восстановление происходит в 92% случаев при легкой степени поражения и в 55% случаев при обширных нарушениях.
Важно понимать, что возвращение коммуникационных навыков невозможно без работы с клиническим логопедом. Только систематические занятия и выполнение упражнений для восстановления речи после инсульта помогут нормализовать работу артикуляционных мышц и найти компенсаторные механизмы запуска пострадавших, но сохранных мозговых центров.
Занятия с логопедом для восстановления после инсульта
Работа со специалистом является основой реабилитации, начиная с ее самого раннего этапа. Задача врача – разработать программу упражнений, которая позволит укрепить и активизировать пострадавшие мышцы, исправить появившиеся дефекты произношения и повысить контроль над процессом общения в целом. Чем быстрее приступить к работе с логопедом, тем раньше появятся первые результаты, и тем успешнее будет проходить восстановление.
Эффективность процесса реабилитации зависит от следующих факторов:
- местонахождение пораженного участка;
- обширность поражения (степень некроза зон головного мозга и объем затронутых нервных клеток, отвечающих за функцию общения);
- тип афазии.
Перед составлением программы врач проводит комплексную диагностику, включающую компьютерную и магнитно-резонансную томографию. Доктор работает совместно с неврологами и другими специалистами. В дальнейшем к лечению подключаются физиотерапевты, массажисты и инструкторы лечебной физкультуры. Занятия с логопедом вкупе с другими методиками реабилитации и приемом тщательно подобранных препаратов позволяют достичь наилучших результатов в более короткие сроки.
Комплекс упражнений для восстановления речи после инсульта
Лечения включает в себя дыхательные и артикуляционные упражнения. Как правило, каждое задание выполняется 5-10 минут, а общая продолжительность занятия – около получаса. Со временем продолжительность и интенсивность упражнений постепенно увеличивают. К ним приступают непосредственно после приступа, пока человек находится в стационарном отделении.
Программа логопедических упражнений при афазии после инсульта реализуется в несколько этапов:
- Задания на понимание чужих и собственных слов. (восстановление пространственных представлений, сортировка слов по смыслу, проработка языковых стандартов). Врач задает вопросы на выбор варианта ответа («Вы любите мясо или рыбу?»), показывает карточки с предметами и соответствующими заданиями (назвать или описать словами, что изображено на картинке), просит рассказать про родственников по их фотографии
- Дыхательная гимнастика. (контроль брюшного дыхания).
- Корректировка артикуляции и дикции. (разминка языка, работа над темпом и интонацией разговора, заучивание стихотворений, поговорок и скороговорок).
- Восстановление навыков чтения и письма. (повторение букв и цифр, воспроизведение числовых рядов, задания на понимание прочитанного, написание коротких текстов под диктовку).
В своей работе логопед применяет техники растормаживания, т.е. использует ту эмоциональную составляющую, которая вызывает у пожилого человека наибольший отклик при общении. Дополнительно проводятся уроки рисования и музыкотерапии.
Существуют и упражнения на восстановление речи после инсульта в домашних условиях. Специалист обязательно готовит такую схему занятий и объясняет ее родственникам. Врач может порекомендовать специальные тренажеры и особую посуду, которая упростит процесс приема пищи и питья.
Как помочь человеку после инсульта в повседневной жизни
Залог успешного восстановления способности говорить – спокойная и доброжелательная обстановка, которую должны создать близкие. Следует избегать любых стрессов, не общаться на повышенных тонах и не делать резких движений во избежание психических расстройств. Важно сохранить привычный для человека быт и распорядок дня, так как устоявшийся режим делает жизнь более комфортной и позволяет сосредоточиться на главном: реабилитации.
Родственникам необходимо придерживаться следующих правил общения:
- перед началом разговора привлекать внимание жестом или взглядом;
- поддерживать зрительный контакт во время общения;
- говорить короткими фразами и иллюстрировать их мимикой и действиями;
- не торопить с ответом, при необходимости повторять вопрос;
- хвалить за любые, даже самые незначительные успехи, и проявлять терпение в случае неудач;
- как можно чаще беседовать и сообщать последние новости;
- вместе смотреть любимые фильмы и слушать музыку;
- вести блокнот для тренировки навыка письма;
- не относиться к родственнику, перенесшему приступ, как к ребенку (избегать использования по-детски искаженных слов и сюсюканья, не предлагать азбуку и другую дошкольную литературу).
Ключевую роль играет присутствие квалифицированного медперсонала, разбирающегося в том, как восстановить речь после инсульта. Именно поэтому по окончании лечения в стационаре рекомендуется пребывание в специализированных пансионатах для пожилых людей. В нем, помимо комфортного проживания, есть занятия с опытными логопедами. Работая индивидуально, врач сможет применять план упражнений, который приведет в норму двигательные мышцы лица и восстановит процесс понимания обращенных слов и вербального выражения мыслей.
Постинсультная реабилитация в пансионате – это возможность для родственников помочь близкому человеку вернуть речь. На фоне переживаний из-за перенесенного приступа, члены семьи далеко не всегда могут грамотно и спокойно организовать процесс реабилитации. Объединив усилия со специалистами пансионата, родные могут продолжать жить в привычном темпе и при этом не волноваться за близкого, ведь он будет находиться в надежных и заботливых руках.