Особенности восстановления речи после инсульта

Задать вопрос
Хотите узнать больше?
—спросите нас! 
25 декабря 2023

Самым частым осложнением ишемического и геморрагического апоплексического удара являются проблемы с речью. В большинстве случаев она становится невнятной или бессвязной; иногда способность разговаривать полностью утрачивается. Реабилитация речи после инсульта возможна при надлежащем медикаментозном лечении и выполнении специальных упражнений.

Подобные отклонения возникают по двум причинам. Первая – поражение соответствующих центров головного мозга, вызванное острым нарушением кровообращения. При кровоизлиянии часть нейронов погибает, а связи между здоровыми участками тканей повреждаются. В этом случае пожилой человек испытывает трудности с пониманием обращенных к нему слов, не может связно выразить свои мысли или вспомнить названия некоторых предметов.

Вторая причина – потеря контроля над артикуляционными мышцами. Родственник воспринимает обращенные к нему реплики и может поддерживать диалог, но у него пропадает способность произносить определенные звуки и разговаривать членораздельно.

Какие бывают виды речевых расстройств после инсульта

Наиболее распространенное нарушение — афазия, она бывает нескольких видов:

  • тотальная (полная утрата способности разговаривать и понимать других людей, неспособность узнавать близких людей);
  • моторная (понимание обращенных слов на фоне неспособности отвечать полноценными предложениями). Как правило, в этом случае не соблюдается верная конструкция предложений или произносятся лишь отдельные звуки или слоги;
  • амнестическая (неспособность вспомнить названия предметов и произнести нужные слова);
  • семантическая (трудности с восприятием длинных предложений и сложной лексики, крайне низкая скорость чтения текстов);
  • динамическая (нарушение навыков активного диалога, проявляющееся тем, что человек не инициирует разговор, отвечает односложно, повторяет ответы собеседника и чрезмерно использует языковые шаблоны);
  • акустико-мнестическая (неполноценность памяти, при которой затруднено восприятие словесной цепочки);
  • сенсорная (неспособность воспринимать других людей, несмотря на сохранение слуха и голоса). Может сопровождаться ухудшением зрения.

Иногда встречаются сочетания различных видов афазии.

Дизартрия проявляется нарушением произношения из-за проблем в работе мышц речевого аппарата (губы, нёбо, язык). Она бывает бульбарной, мозжечковой, подкорковой и корковой, в зависимости от локализации центра поражения. Основные проявления дизартрии:

  • слабость и затрудненная подвижность артикуляционных органов;
  • изменение темпа разговора (замедление или ускорение);
  • дискоординация дыхания и звукопроизношения;
  • отсутствие плавности в ходе общения (частые запинки);
  • неконтролируемые гримасы и хаотичная мимика;
  • гиперсаливация (избыточное слюноотделение).

Дизартрия бывает легкой, средней и тяжелой степени. Грубое поражение приводит к полному параличу мышц, отвечающих за способность говорить (анартрия).

Нередко наблюдается дисфония. Голос может стать низким, хриплым, гнусавым или, наоборот, высоким, кричащим, напряженным, он постепенно затухает в процессе общения, и слова становятся еле слышными и неразборчивыми. Когда пожилой человек утрачивает способность изменять интонацию, его разговор становится монотонным.

Диспраксия характеризуется сохранением нормального тонуса лицевых мышц с одновременным нарушением координации их работы. Это приводит к смазанности и невнятности языка. Люди часто по много раз повторяют одни и те же слова, испытывают трудности с плавным произнесением длинных фраз или не делают паузы между предложениями.

виды речевых расстройств

Как долго восстанавливается речь после инсульта

Родные всегда задаются вопросом, восстановится ли речь после инсульта. Возвращение способности связно и естественно разговаривать – сложный процесс, который протекает индивидуально. Частичное восстановление наступает уже через 1-2 недели, а полное может занять несколько лет, причем наиболее важный период – это первые 6-12 месяцев. Прогресс обычно носит неравномерный характер: продолжительнее время изменения не наблюдаются, но затем наступают видимые улучшения. По статистике, полное восстановление происходит в 92% случаев при легкой степени поражения и в 55% случаев при обширных нарушениях.

Важно понимать, что возвращение коммуникационных навыков невозможно без работы с клиническим логопедом. Только систематические занятия и выполнение упражнений для восстановления речи после инсульта помогут нормализовать работу артикуляционных мышц и найти компенсаторные механизмы запуска пострадавших, но сохранных мозговых центров.

Занятия с логопедом для восстановления после инсульта

Работа со специалистом является основой реабилитации, начиная с ее самого раннего этапа. Задача врача – разработать программу упражнений, которая позволит укрепить и активизировать пострадавшие мышцы, исправить появившиеся дефекты произношения и повысить контроль над процессом общения в целом. Чем быстрее приступить к работе с логопедом, тем раньше появятся первые результаты, и тем успешнее будет проходить восстановление.

Эффективность процесса реабилитации зависит от следующих факторов:

  • местонахождение пораженного участка;
  • обширность поражения (степень некроза зон головного мозга и объем затронутых нервных клеток, отвечающих за функцию общения);
  • тип афазии.

Перед составлением программы врач проводит комплексную диагностику, включающую компьютерную и магнитно-резонансную томографию. Доктор работает совместно с неврологами и другими специалистами. В дальнейшем к лечению подключаются физиотерапевты, массажисты и инструкторы лечебной физкультуры. Занятия с логопедом вкупе с другими методиками реабилитации и приемом тщательно подобранных препаратов позволяют достичь наилучших результатов в более короткие сроки.

Комплекс упражнений для восстановления речи после инсульта

Лечения включает в себя дыхательные и артикуляционные упражнения. Как правило, каждое задание выполняется 5-10 минут, а общая продолжительность занятия – около получаса. Со временем продолжительность и интенсивность упражнений постепенно увеличивают. К ним приступают непосредственно после приступа, пока человек находится в стационарном отделении.

Программа логопедических упражнений при афазии после инсульта реализуется в несколько этапов:

  1. Задания на понимание чужих и собственных слов. (восстановление пространственных представлений, сортировка слов по смыслу, проработка языковых стандартов). Врач задает вопросы на выбор варианта ответа («Вы любите мясо или рыбу?»), показывает карточки с предметами и соответствующими заданиями (назвать или описать словами, что изображено на картинке), просит рассказать про родственников по их фотографии
  2. Дыхательная гимнастика. (контроль брюшного дыхания).
  3. Корректировка артикуляции и дикции. (разминка языка, работа над темпом и интонацией разговора, заучивание стихотворений, поговорок и скороговорок).
  4. Восстановление навыков чтения и письма. (повторение букв и цифр, воспроизведение числовых рядов, задания на понимание прочитанного, написание коротких текстов под диктовку).

В своей работе логопед применяет техники растормаживания, т.е. использует ту эмоциональную составляющую, которая вызывает у пожилого человека наибольший отклик при общении. Дополнительно проводятся уроки рисования и музыкотерапии.

Существуют и упражнения на восстановление речи после инсульта в домашних условиях. Специалист обязательно готовит такую схему занятий и объясняет ее родственникам. Врач может порекомендовать специальные тренажеры и особую посуду, которая упростит процесс приема пищи и питья.

логопедических упражнений при афазии

Как помочь человеку после инсульта в повседневной жизни

Залог успешного восстановления способности говорить – спокойная и доброжелательная обстановка, которую должны создать близкие. Следует избегать любых стрессов, не общаться на повышенных тонах и не делать резких движений во избежание психических расстройств. Важно сохранить привычный для человека быт и распорядок дня, так как устоявшийся режим делает жизнь более комфортной и позволяет сосредоточиться на главном: реабилитации.

Родственникам необходимо придерживаться следующих правил общения:

  • перед началом разговора привлекать внимание жестом или взглядом;
  • поддерживать зрительный контакт во время общения;
  • говорить короткими фразами и иллюстрировать их мимикой и действиями;
  • не торопить с ответом, при необходимости повторять вопрос;
  • хвалить за любые, даже самые незначительные успехи, и проявлять терпение в случае неудач;
  • как можно чаще беседовать и сообщать последние новости;
  • вместе смотреть любимые фильмы и слушать музыку;
  • вести блокнот для тренировки навыка письма;
  • не относиться к родственнику, перенесшему приступ, как к ребенку (избегать использования по-детски искаженных слов и сюсюканья, не предлагать азбуку и другую дошкольную литературу).

Ключевую роль играет присутствие квалифицированного медперсонала, разбирающегося в том, как восстановить речь после инсульта. Именно поэтому по окончании лечения в стационаре рекомендуется пребывание в специализированных пансионатах для пожилых людей. В нем, помимо комфортного проживания, есть занятия с опытными логопедами. Работая индивидуально, врач сможет применять план упражнений, который приведет в норму двигательные мышцы лица и восстановит процесс понимания обращенных слов и вербального выражения мыслей.

Постинсультная реабилитация в пансионате – это возможность для родственников помочь близкому человеку вернуть речь. На фоне переживаний из-за перенесенного приступа, члены семьи далеко не всегда могут грамотно и спокойно организовать процесс реабилитации. Объединив усилия со специалистами пансионата, родные могут продолжать жить в привычном темпе и при этом не волноваться за близкого, ведь он будет находиться в надежных и заботливых руках.